Обзор рынка

Распространение новой коронавирусной инфекции оказало существенное влияние на экономику страны и пассажирский транспорт в дальнем следовании.

Макроэкономическое окружение

Основные показатели развития экономики, % к 2019 году
Показатель 2020
ВВПОценка. 96,9
Индекс потребительских цен, в среднем за год 103,4
Инвестиции в основной капиталЗа 9 месяцев 2020 года к показателю за 9 месяцам 2019 года. 95,9
Реальные располагаемые денежные доходы населенияОценка. 96,5
Уровень безработицы (по состоянию на конец декабря) 5,9
Оборот розничной торговли 95,9
Объем платных услуг населению 82,7
Согласно оценке Росстата, индекс физического объема валового внутреннего продукта (ВВП) за 2020 год составил 96,9 % относительно 2019 года.

Снижение ВВП в 2020 году на 3,1 % связано с введением ограничительных мер, направленных на борьбу с коронавирусной инфекцией, и падением мирового спроса на энергоресурсы.

За 2020 год индекс потребительских цен составил 103,4 % (годом ранее инфляция составляла 104,5 %), снизились уровень реальных располагаемых денежных доходов населения (96,5 %), оборот розничной торговли (95,9 %), объем платных услуг населению (82,7 %).

Уровень безработицы вырос с 4,6 % в декабре 2019 года до 5,9 % в декабре 2020 года.

Российский транспортный рынок

Основными конкурентами АО «ФПК» на рынке пассажирских перевозок в дальнем следовании являются авиаперевозчики, автобусные перевозчики и личный автотранспорт.

За последние годы произошло существенное развитие конкуренции на рынке дальних пассажирских перевозок. В результате развития авиации, увеличения парка личных автомобилей, развития современных сервисов по совместному использованию транспортных средств, активной реализации мер государственной поддержки по развитию региональной авиации, строительства и реконструкции новых автодорог и аэропортов железнодорожный транспорт перестал занимать доминирующее положение на рынке дальних пассажирских перевозок.

В 2020 году в связи с мероприятиями, проводимыми для борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, были наложены существенные ограничения на условия перевозок пассажиров, сказавшиеся на показателях работы всех видов транспорта.

Кроме того, на транспортную подвижность населения повлияло снижение платежеспособности пассажиров.

Структура пассажирооборота в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении, %
Доли перевозчиков железнодорожного сегмента в структуре пассажирооборота в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении, %
Перевозчик 2018 2019 2020
АО «ФПК» 36,4 35,5 27,7
ДОСС – филиал ОАО «РЖД» 1,6 1,8 1,8
Другие 1,4 1,4 1,7
Источники: железнодорожный транспорт — статистическая отчетность ЦО-33, ЦО-32; авиатранспорт — Федеральное агентство воздушного транспорта (www.favt.ru); автотранспорт — экспертная оценка по данным Росстата (www.gks.ru).

В 2020 году отмечено снижение доли пассажирооборота железнодорожного транспорта до 31,2 % (в 2019 году она составляла 38,7 %), доля АО «ФПК» также уменьшилась – до 27,7 % (в 2019 году она составляла 35,5 %). Данная тенденция обусловлена опережающим абсолютным приростом объемов авиаперевозок с июня 2020 года, чему способствовали значительное снижение цен на перелеты, перераспределение транспортных потоков и открытие новых внутрироссийских направлений, в том числе в сообщении с Югом страны, а также государственная поддержка авиакомпаний в условиях пандемии коронавирусной инфекции.

Помимо этого, авиакомпании массово применяли практику отказа возврата средств за отмененные рейсы с выдачей пассажирам ваучеров. Использование этих ваучеров населением является одним из драйверов опережающего роста пассажирских перевозок. В свою очередь, пассажирам железнодорожного транспорта, изъявившим желание отказаться от поездки в связи с коронавирусной инфекцией, была предоставлена возможность вернуть полную стоимость билета без удержания сборов и плат.

Наряду с этим с июня 2020 года наблюдается тенденция снижения средней дальности поездок пассажиров железнодорожного транспорта, что свидетельствует об отказе от поездок на более дальние расстояния.

Среди российских железнодорожных перевозчиков на долю АО «ФПК» в объеме перевозок дальнего следования во внутригосударственном сообщении за 2020 год пришлось 89,3 %.

Динамика количества отправленных пассажиров в поездах формирования АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении за 2020 год составила 58,1 % к уровню 2019 года, в том числе в регулируемом сегменте – 57,6 %, в дерегулированном – 58,9 %.

В целом на рынке пассажирских перевозок в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении снижение объемов перевозок за 2020 год составило 31,4 % по сравнению с 2019 годом, при этом динамика пассажирооборота АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении за отчетный период составила – 53,6 %, в том числе в регулируемом сегменте – 53,3 %, в дерегулированном – 54,2 %.

По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), за 2020 год динамика пассажирооборота на воздушном транспорте во внутригосударственном сообщении составила 77,7 % по сравнению с 2019 годом.

По мере снятия ограничительных мер, связанных с предотвращением коронавирусной инфекции в регионах, начала увеличиваться транспортная подвижность населения. С целью удовлетворения спроса на перевозку пассажиров восстанавливалось курсирование поездов, устанавливались тарифы, обеспечивающие доступность услуг, были введены маркетинговые акции и скидки как для всех пассажиров, так и для отдельных групп, в том числе в плацкартных вагонах.

Международный транспортный рынок

Организация перевозок в дальнем международном сообщении

В 2020 году до введения ограничений АО «ФПК» обеспечивало перевозку пассажиров в прямом и транзитном сообщениях в 23 страны Европы и Азии: Германию, Францию, Польшу, Австрию, Чехию, Монако, Италию, Финляндию, Китай, Монголию, КНДР, Латвию, Литву, Эстонию, Украину, Молдову, Беларусь, Абхазию, Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Таджикистан и Азербайджан.

В марте 2020 года в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по согласованию с иностранными железнодорожными администрациями приостановлено курсирование всех международных пассажирских поездов.

По итогам 2020 года динамика объемов перевозок в международном сообщении составила 19 % к уровню 2019 года, из них в сообщении со странами СНГ и Балтии – 19 %, в сообщении с Абхазией – 23 %, в сообщении со странами дальнего зарубежья – 18 % к уровню 2019 года.

Динамика объема перевезенных пассажиров в международном сообщении, млн человек