Обзор рынка
Распространение новой коронавирусной инфекции оказало существенное влияние на экономику страны и пассажирский транспорт в дальнем следовании.
Макроэкономическое окружение
Показатель | 2020 |
---|---|
ВВПОценка. | 96,9 |
Индекс потребительских цен, в среднем за год | 103,4 |
Инвестиции в основной капиталЗа 9 месяцев 2020 года к показателю за 9 месяцам 2019 года. | 95,9 |
Реальные располагаемые денежные доходы населенияОценка. | 96,5 |
Уровень безработицы (по состоянию на конец декабря) | 5,9 |
Оборот розничной торговли | 95,9 |
Объем платных услуг населению | 82,7 |
Снижение ВВП в 2020 году на 3,1 % связано с введением ограничительных мер, направленных на борьбу с коронавирусной инфекцией, и падением мирового спроса на энергоресурсы.
За 2020 год индекс потребительских цен составил 103,4 % (годом ранее инфляция составляла
Уровень безработицы вырос с 4,6 % в декабре 2019 года до 5,9 % в декабре 2020 года.
Российский транспортный рынок
Основными конкурентами АО «ФПК» на рынке пассажирских перевозок в дальнем следовании являются авиаперевозчики, автобусные перевозчики и личный автотранспорт.
За последние годы произошло существенное развитие конкуренции на рынке дальних пассажирских перевозок. В результате развития авиации, увеличения парка личных автомобилей, развития современных сервисов по совместному использованию транспортных средств, активной реализации мер государственной поддержки по развитию региональной авиации, строительства и реконструкции новых автодорог и аэропортов железнодорожный транспорт перестал занимать доминирующее положение на рынке дальних пассажирских перевозок.
В 2020 году в связи с мероприятиями, проводимыми для борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, были наложены существенные ограничения на условия перевозок пассажиров, сказавшиеся на показателях работы всех видов транспорта.
Кроме того, на транспортную подвижность населения повлияло снижение платежеспособности пассажиров.
Перевозчик | 2018 | 2019 | 2020 |
---|---|---|---|
АО «ФПК» | 36,4 | 35,5 | 27,7 |
ДОСС – филиал ОАО «РЖД» | 1,6 | 1,8 | 1,8 |
Другие | 1,4 | 1,4 | 1,7 |
В 2020 году отмечено снижение доли пассажирооборота железнодорожного транспорта до 31,2 % (в 2019 году она составляла 38,7 %), доля АО «ФПК» также уменьшилась – до 27,7 % (в 2019 году она составляла
Помимо этого, авиакомпании массово применяли практику отказа возврата средств за отмененные рейсы с выдачей пассажирам ваучеров. Использование этих ваучеров населением является одним из драйверов опережающего роста пассажирских перевозок. В свою очередь, пассажирам железнодорожного транспорта, изъявившим желание отказаться от поездки в связи с коронавирусной инфекцией, была предоставлена возможность вернуть полную стоимость билета без удержания сборов и плат.
Наряду с этим с июня 2020 года наблюдается тенденция снижения средней дальности поездок пассажиров железнодорожного транспорта, что свидетельствует об отказе от поездок на более дальние расстояния.
Среди российских железнодорожных перевозчиков на долю АО «ФПК» в объеме перевозок дальнего следования во внутригосударственном сообщении за 2020 год пришлось 89,3 %.
Динамика количества отправленных пассажиров в поездах формирования АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении за 2020 год составила 58,1 % к уровню 2019 года, в том числе в регулируемом сегменте – 57,6 %, в дерегулированном – 58,9 %.
В целом на рынке пассажирских перевозок в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении снижение объемов перевозок за 2020 год составило 31,4 % по сравнению с 2019 годом, при этом динамика пассажирооборота АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении за отчетный период составила – 53,6 %, в том числе в регулируемом сегменте – 53,3 %, в дерегулированном – 54,2 %.
По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), за 2020 год динамика пассажирооборота на воздушном транспорте во внутригосударственном сообщении составила 77,7 % по сравнению с 2019 годом.
По мере снятия ограничительных мер, связанных с предотвращением коронавирусной инфекции в регионах, начала увеличиваться транспортная подвижность населения. С целью удовлетворения спроса на перевозку пассажиров восстанавливалось курсирование поездов, устанавливались тарифы, обеспечивающие доступность услуг, были введены маркетинговые акции и скидки как для всех пассажиров, так и для отдельных групп, в том числе в плацкартных вагонах.
Международный транспортный рынок
Организация перевозок в дальнем международном сообщении
В 2020 году до введения ограничений АО «ФПК» обеспечивало перевозку пассажиров в прямом и транзитном сообщениях в 23 страны Европы и Азии: Германию, Францию, Польшу, Австрию, Чехию, Монако, Италию, Финляндию, Китай, Монголию, КНДР, Латвию, Литву, Эстонию, Украину, Молдову, Беларусь, Абхазию, Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Таджикистан и Азербайджан.
В марте 2020 года в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции
По итогам 2020 года динамика объемов перевозок в международном сообщении составила 19 % к уровню 2019 года, из них в сообщении со странами СНГ и