Маркетинговая политика
В рамках повышения доступности пассажирских перевозок на постоянной основе ведется работа по снижению тарифной нагрузки на пассажиров, реализуются различные стимулирующие акции, вводятся маркетинговые инициативы.
Формирование тарифов
Регулируемый сегмент перевозок
Тарифы на проезд в плацкартных, общих вагонах с местами для сидения пассажирских и скорых поездов, вагонах первого, второго, третьего классов моторвагонного подвижного состава установлены в соответствии с Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 27 июля 2010 г.
Начиная с 2003 года действующим законодательством предусмотрена возможность дифференциации тарифов. К базовым тарифам применяются коэффициенты графика гибкого регулирования тарифов, которые призваны снизить сезонные колебания спроса.
Индексы к ставкам тарифов, сборов и платы за работы (услуги), а также дифференцированные индексы к календарным периодам на соответствующий год объявляются соответствующими приказами ФАС России.
С 2015 года АО «ФПК» дано право регулирования тарифов на проезд в плацкартных вагонах в пределах установленного уровня, что позволило проводить различные маркетинговые акции в данном сегменте перевозок.
С 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российский Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена налоговая ставка на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в размере 0 %.
Тарифы на проезд в плацкартных вагонах и общих вагонах с местами для сидения с 1 января 2020 г. проиндексированы на 3,5 % (приказ ФАС России от 20 сентября 2019 г. № 1232/19).
Продолжена практика проведения маркетинговых акций на проезд в плацкартных и общих вагонах. Благодаря дифференциации стоимости проезда в зависимости от расположения места пассажирские перевозки удалось сделать более доступными для различных слоев населения, не выходя за рамки предельного уровня тарифов, установленного приказом ФАС России от 20 сентября 2019 г. № 1232/19.
Дерегулированный сегмент перевозок
Компания вправе самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки пассажиров в вагонах СВ и купейных вагонах в соответствии с п. 5 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государствомДанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок»..
Также Компания может самостоятельно устанавливать тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в составе скоростных поездов. Данное право закреплено в приказе ФСТ России от 14 декабря 2010 г. № 431-т/1 «Об изменении государственного регулирования в отношении субъектов естественных монополий при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, а также при оказании услуги по пользованию комплектами постельного белья».
Таким образом, в дерегулированном сегменте АО «ФПК» осуществляет транспортное обслуживание пассажиров в купейных вагонах, вагонах СВ и вагонах класса люкс, а также во всех вагонах скоростных поездов. В дерегулированный сегмент входят также туристические и коммерческие перевозки. В этом сегменте АО «ФПК» вправе самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки пассажиров.
Основными механизмами тарифообразования в дерегулированном сегменте являются система динамического ценообразования, различные маркетинговые акции и тарифные инициативы.
Система динамического ценообразования
Система динамического ценообразования представляет собой многофакторный инструмент тарифообразования, сочетающий большинство подходов, которые ранее реализовывались в виде маркетинговых акций, — дифференциацию тарифов в зависимости от категории места (верхняя/нижняя полка), дня недели, глубины
Система тарифообразования позволяет обеспечить баланс спроса и стоимости услуг, что в конечном итоге отражается на росте спроса на услуги железнодорожного транспорта.
По итогам 2020 года средняя доходная ставка (доход/пасс.-км) в дерегулированном сегменте перевозок внутригосударственного сообщения составила 98,1 % относительно уровня предыдущего года, что вызвано необходимостью стимулировать пассажирооборот и конкурировать с другими видами транспорта.
Реализация различных маркетинговых акций, направленных на стимулирование потребительского спроса как в дерегулированном, так и в регулируемом сегментах перевозок и увеличение доходных поступлений Компании, способствует удержанию ее позиций на рынке пассажирских перевозок.
Маркетинговые акции
Проводимые в 2020 году маркетинговые акции в зависимости от внешних условий были нацелены на решение разных задач.
I квартал
В I квартале маркетинговые инициативы проводились на фоне стабильной транспортной подвижности населения, в условиях стандартной эластичности спроса. Основной задачей было повышение доступности перевозок и увеличение объемов перевозок.
В этот период реализовано 46 маркетинговых акций (18 масштабных и 28 точечных инициатив).
В дерегулированном сегменте были введены специальные тарифы на проезд в двухэтажных поездах, в вагонах с местами для сидения скоростных поездов и в вагонах СВ. В регулируемом сегменте были предложены скидки в зависимости от расположения мест.
II квартал
В период неблагоприятной эпидемиологической обстановки, с апреля 2020 года, маркетинговые акции были направлены на обеспечение безопасного путешествия пассажиров: при выкупе всего купе целиком предоставлялась скидка до 25 % в купейных вагонах, до 40 % – в вагонах СВ. Подобные акции в Компании ранее не применялись. Этот набор скидок также был основным инструментом тарифной политики в мае.
С июня на фоне роста заинтересованности пассажиров в поездках АО «ФПК» наряду со скидками при выкупе купе целиком в купейных вагонах и вагонах СВ продолжила применять традиционные маркетинговые инициативы: скидки и специальные тарифы на верхние места купейных вагонов, специальные тарифы в вагоны с местами для сидения, скидки при выкупе билетов «туда и обратно».
Кроме того, были предложены скидки для пассажиров старше 60 лет в целях стимулирования их перехода из плацкартных вагонов в купейные для повышения уровня самоизоляции и сохранения здоровья.
Также были предложены скидки на проезд менее защищенным слоям населения. В летний период многодетные семьи (с тремя детьми и более) могли поехать в купейных вагонах со скидкой 20 %.
Также была реализована акция «Города-герои» (специальные тарифы в купейные вагоны). Кроме того, можно было оформить билет со скидкой 20 % при одновременной покупке проездного документа «туда и обратно».
Всего во II квартале была реализована 21 маркетинговая инициатива, что ниже уровня I квартала 2020 года, так как основной масштаб маркетинговых акций пришелся на июнь.
III квартал
На фоне улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, роста заинтересованности населения в путешествиях, в III квартале обеспечено максимальное предложение маркетинговых акций и инициатив. Всего за данный период была реализована 101 маркетинговая акция.
Основные группы маркетинговых инициатив, реализованных в III квартале в дерегулированном сегменте:
- скидки при выкупе купе целиком в купейных вагонах и вагонах СВ;
- специальные тарифы в двухэтажных поездах, в результате которых стоимость проезда в купейном вагоне была установлена на уровне, сопоставимом с проездом в плацкартных вагонах (данная акция является одной из наиболее востребованных пассажирами);
- специальные тарифы в вагонах СВ;
- специальные тарифы в скоростных поездах;
- скидка до 50 % на верхние места в купейных вагонах;
- стимулирующие тарифы на 15 поездов, в результате чего снижение стоимости как в плацкартных, так и купейных вагонах составляло до 50 %;
- ставшая традиционной акция «Бархатный сезон», в 2020 году она начала действовать уже с конца сентября
В регулируемом сегменте пассажирам были предоставлены скидки на проезд как в плацкартных вагонах, так и в вагонах с местами для сидения скорых поездов:
- в плацкартных вагонах на отдельные категории мест действовала скидка до 30 %;
- на проезд в вагонах с местами для сидения скорых поездов Москва – Ярославль, Ростов-на-Дону – Кисловодск, Адлер – Краснодар, Адлер – Майкоп, Екатеринбург – Тюмень и других предоставлялась 20%-ная скидка.
IV квартал
Тенденция активного применения маркетинговых инициатив сохранилась и в IV квартале, общее количество акций составило 93.
Наряду с применяемыми ранее инициативами в ноябре пассажирам была предложена беспрецедентная акция, благодаря которой они могли совершить поездку за 2020 руб. по маршруту Москва – Владивосток.
Кроме реализации скидок для пенсионеров, многодетных семей были приняты меры по повышению доступности железнодорожных поездок для детей.
С 1 сентября 2020 г. на период учебного года школьникам, помимо льготы на проезд в плацкартных, общих вагонах и вагонах с местами для сидения поездов 800-й нумерации, предоставляется льгота на проезд в купейных вагонах двухэтажных поездов в размере 50 % от тарифа, установленного на перевозку пассажиров в плацкартных вагонах на аналогичное расстояние проезда .
Несмотря на снижение перевозок пассажиров, были выполнены обязательства о предоставлении детям в возрасте
Реализованные проекты в 2020 году
Дневные поезда
По итогам 2020 года поездами дальнего следования с дневным режимом пропуска перевезено свыше 10,6 млн пассажиров, что в условиях сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки составило 60,2 % к уровню 2019 года. Доля перевозок пассажиров дневными поездами от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 18,3 %.
В графике движения 2019/2020 года курсировали 57 пар дневных поездов по 32 внутригосударственным маршрутам, в том числе Москва – Тамбов, Москва – Липецк, Москва – Ярославль, Москва – Белгород, Москва – Смоленск, Москва – Курск, Москва – Брянск, Москва – Саранск, Краснодар – Адлер, Краснодар – Имеретинский курорт
Двухэтажные поезда
По итогам 2020 года двухэтажными поездами перевезено свыше 5,3 млн пассажиров, что составило 89,2 % к уровню 2019 года. Доля перевозок пассажиров двухэтажными поездами от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 9,1 %.
В рамках расширения полигона курсирования двухэтажных поездов в 2020 году назначены новые поезда: № 21/22 Санкт-Петербург – Мурманск, № 27/28 и 29/30 Санкт-Петербург – Москва и № 743/744 Москва – Смоленск.
Двухэтажный подвижной состав задействован на 14 маршрутах: Москва – Кисловодск, Москва – Санкт-Петербург, Москва – Петрозаводск, Санкт-Петербург – Мурманск, Москва – Казань, Москва – Ижевск, Москва – Самара, Москва – Пенза, Санкт-Петербург – Адлер, Москва – Адлер, Ростов – Адлер, Москва – Воронеж, Москва – Смоленск и Москва – Брянск.
Скоростные поезда
В 2020 году скоростными поездами формирования АО «ФПК» перевезено порядка 6,6 млн пассажиров, или 64,2 % к уровню 2019 года. Доля перевозок пассажиров скоростными поездами от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 11,3 %.
В 2020 году в целях улучшения качества обслуживания пассажиров реализовано курсирование поездов № 713/714 Санкт-Петербург — Самара, № 711/712 Москва – Санкт-Петербург и № 743/744 Москва – Смоленск.
По итогам 2020 года 28 пар скоростных поездов формирования АО «ФПК» курсировали по девяти маршрутам: Москва – Нижний Новгород / Смоленск / Воронеж / Орел / Курск / Брянск / Белгород / Санкт-Петербург, Cанкт-Петербург – Самара.
В том числе скоростными поездами «Ласточка» формирования АО «ФПК» в 2020 году перевезено порядка 4,7 млн пассажиров, или 60,0 % к уровню 2019 года. При этом доля перевозок пассажиров поездами «Ласточка» от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 8,0 %.
Вагоны-автомобилевозы
Расширение деятельности на рынке транспортных услуг
Основные принципы осуществления перевозочной деятельности
В рамках повышения уровня комфорта пассажиров на постоянной основе ведется работа по формированию предложений об изменении расписаний пассажирских поездов в части установления более удобного для пассажиров времени прибытия на станции назначения и отправления, максимально возможного ускорения поездов на маршрутах следования с учетом возможностей инфраструктуры ОАО «РЖД».
Размеры движения и назначение новых поездов
В нормативном графике движения поездов на 2020/2021 год общие размеры движения пассажирских поездов формирования АО «ФПК» составили 475 пар поездов, в том числе категории «скорый» – 278 пар, «пассажирский» – 166 пар, «скоростной» – 31 пара.
С целью повышения эффективности работы, рационального использования подвижного состава предусмотрено курсирование 128 пар многогруппных поездов, в том числе 88 пар круглогодичного обращения, 34 – в летний и 6 – в зимний период.
В целях улучшения качества обслуживания пассажиров и привлечения дополнительного пассажиропотока на железнодорожный транспорт в графике движения поездов на 2020/2021 год предусмотрено назначение пар новых поездов дальнего следования формирования АО «ФПК».
Новые поезда с дневным режимом следования
Локомотивная тяга, классные вагоны (три пары):
- № 101/102 Хабаровск – Владивосток;
- № 147/148 Новосибирск – Кемерово;
- № 927/928 Туапсе – Гагра.
Состав «Ласточка» (четыре пары):
- № 823/824 Краснодар – Анапа;
- № 829/830 Адлер – Анапа;
- № 717/718 Москва – Минск;
- № 721/722 Москва – Минск.
Состав двухэтажный (одна пара):
- № 743/744 Москва – Смоленск.
Новые поезда с ночным режимом следования
- № 713/714 Санкт-Петербург – Самара (состав Talgo);
- № 711/712 Москва – Санкт-Петербург (состав Talgo);
- № 93/94 Барнаул – Нижневартовск;
- № 115/116 Томск – Адлер;
- № 147/148 Казань – Москва;
- № 263/264 Орск – Самара;
- № 357/358 Москва – Балаково;
- № 11/12 Самара – Владивосток.