Корпоративная система менеджмента качества
Корпоративная система менеджмента качества (КСМК) АО «ФПК» выстроена в соответствии со Стратегией управления качеством ОАО «РЖД», Стратегией развития АО «ФПК» и в соответствии с требованиями стандарта качества ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования».
Политика и цели в области качества
Деятельность в области КСМК осуществляется в соответствии с Политикой в области качества АО «ФПК».
Приоритетными целями АО «ФПК» в области качества являются:
- максимальное удовлетворение требований и ожиданий потребителей посредством постоянного повышения качества оказываемых услуг и обеспечения высокого уровня обслуживания, комфорта и безопасности;
- постоянное повышение результативности и эффективности деятельности Компании посредством совершенствования корпоративной системы менеджмента качества, бизнес-процессов, технологий бережливого производства, подготовки подвижного состава и обслуживания пассажиров.
Руководство АО «ФПК» принимает на себя ответственность за организацию работ по реализации и обеспечению необходимыми ресурсами Политики в области качества АО «ФПК».
Для достижения поставленных целей и устойчивого развития Компании руководство АО «ФПК» берет на себя следующие обязательства:
- следовать принципу «Лидерство руководства» и развивать взаимодействие сотрудников при достижении поставленных целей, их компетентность, мотивацию и корпоративную культуру взаимоотношений)
- поддерживать и развивать взаимовыгодные и долгосрочные отношения с поставщиками, повышать удовлетворенность потребителей и всех заинтересованных сторон Компании)
- управлять потенциальными рисками Компании, предупреждая повторяющиеся и потенциальные несоответствия, и принимать решения на основании объективных свидетельств и требований заинтересованных сторон)
- обеспечивать соответствие корпоративной системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 и заинтересованных сторон)
- непрерывно улучшать корпоративную систему менеджмента качества, повышая результативность и эффективность деятельности за счет совершенствования процессов, внедрения инноваций и оптимизации затрат.
Процессный подход. Ориентация на потребителя
Выстраивание КСМК АО «ФПК» и управление ею как единой системой взаимосвязанных процессов содействуют результативности и эффективности деятельности Компании при достижении ее целей.
В 2020 году продолжена актуализация процессной модели АО «ФПК» в СТО ФПК 1.011.1-4 «Стандарт системы менеджмента качества. Руководство по качеству» в соответствии с требованиями ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования» и ISO/TS 22163:2017 «Железные дороги. Система менеджмента качества. Требования к системам менеджмента бизнеса для предприятий отрасли: ISO 9001:2015 и частные требования, применимые в железнодорожной отрасли», что позволит более эффективно управлять процессами Компании, обеспечивая постоянное повышение качества оказываемых услуг и наибольшее удовлетворение требований и ожиданий заинтересованных сторон.
Сертификация КСМК и соответствие международному стандарту качества ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования»
В 2020 году успешно пройден инспекционный контроль корпоративной системы менеджмента качества АО «ФПК» на соответствие требованиям ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования» в подтверждение действующего сертификата от 24 декабря 2019 г. № 19.2511.026 на основные бизнес-процессы Компании:
- перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа;
- сопровождение и обслуживание пассажиров/вагонов в поездах дальнего следования;
- оформление и продажу проездных и перевозочных билетов и документов;
- экипировку вагонов в рейс;
- ремонт вагонов в объеме капитально-восстановительного ремонта (КВР);
- ремонт вагонов в объеме деповского ремонта (ДР);
- ремонт вагонов в объеме капитального ремонта КР-1 и КР-2;
- текущий ремонт вагонов (отцепочный, безотцепочный);
- ремонт колесных пар;
- ремонт узлов и деталей вагонов;
- техническое обслуживание вагонов в объеме ТО-1, ТО-2, ТО-3.
Основные преимущества от наличия сертификата соответствия ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования»:
- имидж клиентоориентированной компании, подтвержденный нормативными документами на государственном уровне;
- подтверждение соответствия деятельности АО «ФПК» ведущим мировым практикам в области менеджмента качества со стороны независимого органа по сертификации;
- повышение удовлетворенности пассажиров через предоставление услуг, соответствующих мировым стандартам качества;
- повышение результативности и эффективности процессов корпоративной системы управления;
- повышение стоимости акций;
- повышение количества баллов АО «ФПК» при участии в конкурсах (тендерах) ОАО «РЖД» и других заказчиков в рамках выполнения работ по подсобно-вспомогательной деятельности.
Бережливое производство
Деятельность по организации бережливого производства осуществляется в соответствии с циклом P-D-C-A («Планируй – действуй – контролируй – анализируй»).
АО «ФПК» следует следующим принципам для развития и совершенствования технологий бережливого производства:
- ориентация на потребителя;
- ориентация на процесс;
- гибкость производственного процесса;
- стандартизация;
- предотвращение ненужных затрат;
- прозрачность;
- предотвращение ошибок;
- стремление к совершенству.
Проекты, реализованные в результате внедрения технологий бережливого производства в производственные процессы АО «ФПК»:
- усовершенствован подход к системе 5С на рабочих местах. Внедрена ежедневная самооценка состояния рабочих мест и рабочего пространства в виде оценочных листов и фотоотчетов. Все данные размещаются на общедоступном, для производственных подразделений, портале Компании;
- в системе дистанционного обучения проведен курс обучения по системе 5С на рабочих местах, в рабочем пространстве и офисах. Успешно прошли данное обучение более 3 тыс. сотрудников АО «ФПК».
Разработана и утверждена (2 марта 2021 г. № ФПК-115) Дорожная карта построения бережливой производственной системы в АО «ФПК» на 2021–2023 годы. Определены участники, процессы, порядок мониторинга и необходимые ресурсы для достижения целевого состояния бережливой производственной системы.
Основные этапы дорожной карты:
- внедрение системы 5С на рабочих производственных местах и в офисах;
- обучение требованиям системы 5С, технологиям и инструментам бережливого производства;
- внедрение бережливых технологий в процессы управления технологическим оборудованием, метрологией и топливно-энергетическими ресурсами;
- построение в производственных процессах АО «ФПК» бережливой производственной системы;
- актуализация и разработка нормативной базы по использованию технологий бережливого производства и управлению бережливой производственной системой;
- сертификация на соответствие международному стандарту ISO/TS 22163 «Железные дороги. Система менеджмента качества. Требования к системам менеджмента бизнеса для предприятий железнодорожной отрасли: ISO 9001:2015 и частные требования, применимые в железнодорожной отрасли».