Совершенствование подвижного состава в 2020–2025 годах
В АО «ФПК» ведется постоянная работа по совершенствованию конструкции пассажирских вагонов. При этом особое внимание уделяется потребительским характеристикам пассажирского места.
Модульный плацкартный вагон
Концепция вагона разработана по заказу АО «ФПК».
В вагоне ориентация в пространстве мест пассажиров остается традиционной, однако кардинальным образом меняются дизайн и эргономика. Основная цель таких изменений – повысить уровень индивидуального комфорта и предоставить пассажирам возможность персонализировать пространство самостоятельно.
В концепте сохранены пассажирские места с традиционной компоновкой, удобной для путешествий больших компаний или пожилых пассажиров, и в то же время добавлены места, рассчитанные на более уединенное путешествие, что реализуется благодаря индивидуальным секциям-перегородкам с возможностью хранения ручной клади и верхней одежды.
В концепции модульного вагона создание персонального пространства для каждого пассажира реализовано за счет:
- индивидуальных шторок по периметру места для лежания;
- шкафа для личных вещей и багажа, установленного в пассажирском отсеке;
- лестницы на вторую полку и поручней;
- светильников у изголовья, а также индивидуальных светильников для чтения на каждом месте (помимо общего потолочного освещения);
- устройств индивидуальной воздухораздачи с регулированием температуры;
- электрических (220 В) и USB-розеток.
С учетом запланированного перехода на изготовление вагонов в большем габарите (габарит Т, применяемый для электропоездов) реализация этой концепции позволит обеспечить размещение в вагоне одного дополнительного пассажирского отсека, увеличение длины мест для лежания и выделение душа в отдельное помещение.
В рамках Транспортной недели на ХIII Международном форуме «Транспорт России» был представлен полноразмерный макет трех купе такого модульного интерьера вагона, который в течении 2020 года был показан на вокзалах Москвы и Сочи. Вагон-прототип в течение октября 2020 года экспонировался неограниченному кругу потенциальных пассажиров на площади Павелецкого вокзала в Москве. Итоговое решение о развитии концепции принимается по итогам опроса посетителей вагона-прототипа. Результаты опроса позволили выявить наиболее предпочтительное сочетание отсеков со встроенными шкафами и традиционного исполнения, а также направления совершенствования дизайнерских решений.
При реализации выбранной концепции предусмотрен комплекс мер, обеспечивающих:
- пожарную безопасность (соответствующие материалы, система пожарной сигнализации, эвакуационные выходы, система водяного пожаротушения, средства первичного пожаротушения);
- безопасность движения – надежность узлов (ходовые части, сцепные устройства, переходные площадки, тормоза и т. д.);
- личную безопасность (система видеонаблюдения).
Улучшение характеристик вагонов
Помимо закупки нового подвижного состава, АО «ФПК» модернизирует и улучшает оснащение вагонов, построенных ранее.
В 2019 году внедрена разработанная совместно с АО «Вагонреммаш» новая концепция для плацкартного вагона. Концепт, созданный АО «Вагонреммаш», реализован в опытной партии вагонов, переделанных из традиционных серийных вагонов при проведении капитально-восстановительного ремонта.
Главное отличие новой концепции – возможность организации личного пространства для каждого пассажира за счет перегородок, установленных вдоль прохода, и индивидуальных шторок. В обновленном плацкартном вагоне предусмотрен принцип модульной замены деталей интерьера, что позволяет сократить время ремонта и удешевляет процесс восстановления, а также обеспечивает возможность изменения интерьера в течение срока службы вагона.
В 2020 году тенденция на пополнение парка Компании обновленными плацкартными вагонами АО «ФПК» была продолжена. АО «Вагонреммаш» выполнило капитально-восстановительный ремонт 55 вагонов данного типа.
На основании положительного опыта реализации проекта по капитально-восстановительному ремонту плацкартных вагонов с обновленным интерьером был разработан проект обновленного интерьера для купейных вагонов 47К, подлежащих капитально-восстановительному ремонту. Все новации, успешно примененные в плацкартном вагоне, также были использованы для купейного вагона.
В 2020 году реализована программа по капитально-восстановительному ремонту 337 купейных вагонов с новым интерьером.
Для реализации туристического направления обслуживания пассажиров в 2020 году были подготовлены стилизованные вагоны для поезда «Рускеальский экспресс» и поезда «Сочи». Для поезда «Рускеальский экспресс» за основу взяты интерьеры вагонов «Николаевского экспресса», вагоны для поезда «Сочи» выполнены в ретро-стилистике СССР периода 1970–1980-х годов. Все вагоны выполнены по передовым технологиям и оснащены современным оборудованием.
Производится установка ЭЧТК. В 2020 году доля вагонов, оборудованных УКВ, увеличилась на 4,5 %, ЭЧТК – на 6,9 % от приписного парка.
«Вагон 2020»
Следующее направление разработок – двухэтажные вагоны в рамках проекта «Вагон 2020». В связи с ограничениями производственной деятельности, связанными со сдерживанием распространения коронавирусной инфекции, завершение разработки продлено на 2021 год.
Особенности проекта:
- применение двухвагонного сцепа;
- использование увеличенного габарита подвижного состава Тпр с верхним очертанием по линии а-б-б1-а2 по
ГОСТ 9238–2013, повышающего комфорт проезда пассажира на верхних местах второго этажа вагона за счет увеличения расстояния от полки до потолка; - обновленный интерьер и современный дизайн;
- тележка с системой пневматического подвешивания кузова (улучшение плавности хода и комфорта пассажиров);
- система нового поколения для диагностики предотказного состояния вагона (контроль механических параметров, передача данных в реальном времени в ситуационный центр, увеличение интервалов проведения ТО-1 до достижения пробега 10 тыс. км);
- малолюдные технологии обслуживания пассажиров в пути с размещением одного служебного купе на два вагона (повышение производительности труда поездной бригады).
Дополнительный комфорт для пассажиров в вагоне обеспечат:
- современный дизайн, разработанный с использованием зарубежного опыта, качественных отделочных материалов;
- улучшенная звуко- и виброизоляция;
- беспроводной доступ в интернет;
- переговорные устройства для связи с проводником;
- полноценная зона самообслуживания с вендинговыми аппаратами и пурифайером;
- трансформируемые столики и индивидуальные сейфы в купе;
- автоматические сдвижные внутрисалонные двери;
- покупейное регулирование температуры воздуха;
- душевая кабина в каждом вагоне.
В 2020 году изготовлены опытные образцы двух купейных и одного штабного вагонов, проведен комплекс предварительных испытаний.
Дальнейшее направление разработок – создание вагонов партии-2023. В рамках этого проекта запланирована разработка одноэтажных вагонов локомотивной тяги в габарите Т и двухэтажных электропоездов и подвижного состава «Пушш-Пулл». Первым этапом этих работ является разработка модульного некупейного вагона, описанного выше.
Сравнительные данные по наличию вагонов, оборудованных УКВ и ЭЧТК
Розетками для зарядки гаджетов оборудованы 12 552 вагона, их доля в парке составила 79,9 %.
Завершен проект по оснащению фирменных поездов АО «ФПК» высокоскоростной информационной магистралью. Всего оборудованы 6 373 вагона. Магистраль используется для предоставления пассажирам услуг доступа к мультимедийному порталу «Попутчик», а также для технических целей – работы системы контроля и диагностики вагонного оборудования, системы видеонаблюдения, системы контроля посадки пассажиров. Планируется использовать магистраль также для обеспечения работников поездной бригады голосовой связью и внедрения программного обеспечения, заменяющего используемое в настоящее время оборудование системы контроля безопасности и связи пассажирского поезда.
Производится установка обеззараживателей воды и воздуха, доля вагонов с такими установками, соответственно составляет 32 и 42 %.
Практически полностью заменены деревянные оконные рамы на алюминиево-пластиковые в вагонах для перевозки пассажиров.