Инвестиционная деятельность

Инвестиционная политика Компании является элементом реализации стратегии развития, определяет приоритеты, структуру инвестирования, устанавливает критерии инвестиционной привлекательности проектов, направление использования инвестиций и их источники.

Инвестиции и их ранжирование

Проекты ранжируются по пяти типам:

  • долгосрочные проекты;
  • возмещение выбытия основных средств с наличием экономического эффекта;
  • экономически эффективные проекты;
  • возмещение выбытия основных средств с наличием технологического эффекта;
  • технологические и социальные проекты.

Проектам присваивается ранг от 0 до 100. Проекты с наибольшим значением ранга имеют более высокий приоритет при включении в инвестиционную программу.

Структура инвестиционной программы по типам
Наименование программы Доля в программе, % Ранг

Долгосрочные проекты

Реконструкция вагономоечных комплексов, строительство и реконструкция объектов и сетей инженерно-технологического обеспечения

3 От 63 до 100

Возмещение выбытия основных средств с прямым экономическим эффектом

Обновление одноэтажного подвижного состава

36 От 46 до 100

Проекты с прямым экономическим эффектом

Приобретение двухэтажных вагонов, оснащение приборами учета водопотребления и водоотведения

33 От 26 до 80

Возмещение выбытия основных средств с технологическим эффектом

Модернизация подвижного состава, обновление опасных производственных объектов, приобретение служебных легковых автомобилей

25 От 18 до 45
Проекты с технологическим и социальным эффектом 3 От 0 до 25
Итого 100

Структура инвестиций

В отчетном периоде 45,3 млрд руб. (97,8 % инвестиций) направлены на обновление и модернизацию пассажирского подвижного состава.

Остальные инвестиции в размере 1,0 млрд руб., или 2,2 %, израсходованы на обновление деповского хозяйства, развитие информационных технологий и прочие проекты.

Структура инвестиционной программы, млрд руб.
Показатель 2018 2019 2020 Изменение 2020/2019
Приобретение подвижного состава 30,9 30,7 34,2 3,5
Модернизация подвижного состава 11,1 11,2 11,1 –0,1
Обновление деповского хозяйства 0,9 1,1 0,6 –0,5
Развитие информационных технологий 0,2 0,4 0,3 –0,1
Прочие проекты 0,8 0,3 0,1 –0,2
Итого 43,9 43,7 46,3 2,6

Обновление пассажирского подвижного состава

Инвестиционные затраты в 2020 году – 34,2 млрд руб.:

  • на приобретение новых пассажирских вагонов – 32,1 млрд руб., в том числе:
    • 358 одноэтажных вагонов нового модельного ряда «2019»,
    • 175 двухэтажных вагонов;
  • на приобретение пассажирских вагонов, ранее бывших в эксплуатации, – 2,1 млрд руб.

Новый подвижной состав приобретался для обновления парка и компенсации выбытия по истечении срока службы.

При формировании программы приобретения вагонов установлены приоритеты в закупке подвижного состава для компенсации выбытия вагонов по сроку службы и обновления вагонов в поездах, генерирующих прибыль. Для реализации этой цели в 2020 году закуплены 473 вагона (18,2 млрд руб.).

Кроме того, для перспективных направлений, характеризующихся высоким спросом на пассажирские перевозки, были приобретены 175 двухэтажных вагонов на сумму 16,0 млрд руб. для организации курсирования поездов по маршрутам Москва – Петрозаводск, Москва – Казань, Москва – Санкт-Петербург и Санкт-Петербург – Мурманск.

Модернизация пассажирского подвижного состава

Инвестиционные затраты в 2020 году – 11,1 млрд руб.

Основная доля этих инвестиций (10,7 млрд руб., или 96,4 %) направлена на проведение капитально-восстановительного ремонта (КВР) с продлением срока службы 447 вагонов.

Обновление деповского хозяйства

Инвестиционные затраты в 2020 году – 0,6 млрд руб.

Основными направлениями инвестирования в деповское хозяйство являются:

  • реконструкция производственных мощностей – 0,4 млрд руб.;
  • приобретение оборудования, необходимого для обеспечения бесперебойной работы депо – 0,2 млрд руб.

Развитие информационных технологий

На развитие информационных технологий в АО «ФПК» в 2020 году потрачено 0,3 млрд руб. (на разработку системы контроля и мониторинга АО «ФПК», поставку специализированного оборудования для билетных касс, сетевого, серверного и периферийного оборудования).

Прочие проекты

Общий объем инвестиций по прочим проектам составил 0,1 млрд руб. (на приобретение оборудования для обеспечения транспортной безопасности, создание конструкторской документации и др.).

Источниками финансирования инвестиционной программы являлись:

  • собственные средства (нераспределенная прибыль) – 6,6 млрд руб.;
  • привлеченные средства (средства от эмиссии акций; изменение оборотного капитала) – 39,7 млрд руб.

Приоритетные инвестиции

Инвестиции в клиентоориентированность

На повышение качества своих услуг Компания израсходовала в 2020 году 42,7 млрд руб.:

  • на сокращение времени в пути и повышение качества и безопасности пассажирских перевозок за счет поставки новой техники, отличающейся высокой экономичностью, лучшими эксплуатационными и потребительскими качествами (приобретены 533 новых пассажирских вагона) – 32,1 млрд руб.;
  • на капитально-восстановительный ремонт пассажирских вагонов (447 единиц) – 10,7 млрд руб.

Кроме того, на внедрение новых информационных технологий израсходовано 0,3 млрд руб.

Вложения в безопасность

На обеспечение безопасности и качества перевозок в 2020 году направлено 0,5 млрд руб.:

  • на замену оборудования, выбывающего по истечении срока службы, – 0,2 млрд руб.;
  • на установку на пассажирские вагоны при плановых видах ремонта новых рам, надрессорных балок и тележек колеи 1 520 мм – 0,3 млрд руб.

Модернизация

Для поддержания действующих производственных мощностей по ремонту и обслуживанию вагонов АО «ФПК» на реконструкцию и модернизацию основных фондов в 2020 году направлено 0,4 млрд руб.

Сотрудница компании

Инвестиции в среднесрочной перспективе

Согласно долгосрочному договору с ОАО «Тверской вагоностроительный завод» на разработку, проектирование, изготовление, испытание и сертификацию подвижного состава в 2019–2025 годах предусмотрена поставка 3 731 вагона на общую сумму 237 млрд руб.

Программа приобретения подвижного состава формируется с учетом эффективности инвестиций. Приоритет отдается обновлению составов поездов, генерирующих прибыль, которая позволяет окупить вкладываемые средства в течение срока службы подвижного состава.

Выбор типа подвижного состава для эксплуатации на каждом конкретном направлении определяется с учетом экономических факторов (рентабельности, окупаемости инвестиций) и технических ограничений (возможности эксплуатации вагонов на конкретном направлении).

Двухэтажные вагоны отличаются большей по сравнению с одноэтажными вагонами вместимостью и в силу этого характеризуются большей рентабельностью эксплуатации. На направлениях с ограничениями пропускной способности инфраструктуры двухэтажные вагоны особо востребованы, так как каждый может заменить два обычных, что позволяет вдвое сократить число пассажирских поездов. Кроме того, данный подвижной состав удовлетворяет всем современным требованиям, предъявляемым пассажирами к комфорту перевозок.

В то же время эксплуатация двухэтажных вагонов требует дооснащения пунктов формирования и оборота – строительства смотровых канав и установки высоковольтных колонок.

В отличие от двухэтажных, одноэтажные вагоны можно эксплуатировать на всем протяжении сетей ОАО «РЖД». Закупку предполагается производить с учетом устоявшейся в курсирующих поездах структурой вагонов по классам: СВ, купе и плацкарт.

Плацкартные вагоны в настоящее время характеризуются большей вместимостью, что обусловлено как традиционными предпочтениями пассажиров, так и меньшей стоимостью проезда.

С 2019 года осуществляется закупка нового подвижного состава «Вагон 2019». Эти вагоны разработаны с учетом увеличения количества мест для пассажиров и возможности эксплуатации по малолюдной технологии обслуживания в пути следования.

Приобретение вагонов локомотивной тяги с местами для сидения целесообразно для маршрутов со временем в пути до 6 ч. и достаточным пассажиропотоком. По каждому направлению индивидуально определяется наиболее эффективный вид подвижного состава – с учетом инвестиционных показателей и технических ограничений.

Проект «Модернизация пассажирского подвижного состава» на 2021–2023 годы предусматривает расходы в размере 20,1 млрд руб., в том числе на капитально-восстановительный ремонт 401 вагона – 10,2 млрд руб.

Кроме того, в 2021–2023 годах Компания намерена направить 2,8 млрд руб. на обновление деповского хозяйства и 2,3 млрд руб. на развитие информационных технологий.

Общий объем инвестиций по прочим проектам на период 2021–2023 годов планируется на уровне 0,3 млрд руб.

Источники финансирования

Источниками финансирования инвестиционной программы за 2020 год являлись:

  • собственные средства (прибыль, остающаяся в распоряжении Компании) – 6,6 млрд руб.;
  • привлеченные средства – 39,6 млрд руб. (в том числе средства от эмиссии акций – 20,0 млрд руб.; изменение оборотного капитала – 19,6 млрд руб.).